воскресенье

Комплекс упражнений для обучения телохранителей правильному передвижению при пешем сопровождении клиента.

телохранитель
 Подготовительные упражнения. Цели упражнений:
1) выработка чувства дистанции до клиента;
2) формирование правильных навыков в перемещении вокруг охраняемого лица;
3) формирование правильной подачи команд при управлении клиентом голосом.

Упражнение №1. «Прицеп».
Задача упражнения - телохранитель должен стараться всегда сохранять дистанцию до «клиента» неизменной, то есть держать дистанцию выпрямленных рук, и не мешать движению клиента.
Исходное положение: телохранитель встает сзади «клиента» (в затылок) и кладет ему выпрямленные руки на плечи.
Задание №1: пройти в этом положении весь определенный маршрут.
Задание №2: пробежать в этом положении весь маршрут, при этом темп бега задает «клиент».
Задание №3: пробежать весь маршрут, но при этом «клиент» пассивен, то есть телохранитель на всем протяжении пути постоянно подталкивает его.
Задание №4 (комплексное): пройти весь маршрут, причем на этот раз «клиент» движется в «рваном» темпе: резко останавливается, переходит с шага на бег и наоборот, приседает, быстро меняет направление движения (в том числе и на противоположное). Обратите внимание: когда клиент приседает, телохранитель ТОЖЕ должен присесть, не оторвав от него рук.
Рекомендации преподавателю.
Перед началом упражнения объясните сотрудникам, что дистанция вытянутой руки для телохранителя-одиночки является наиболее выгодной, так как позволяет в случае опасности убрать «клиента» с линии атаки в максимально короткий промежуток времени.
При выполнении же упражнения прежде всего следите за тем, чтобы поддерживалась требуемая дистанция. Наиболее распространенной ошибкой является сгибание телохранителем рук во время движения, особенно во время поворотов и спуска по лестнице, и отрыв рук от «клиента». Если таковые происходят, то смело делайте замечание и тут же их исправляйте.
Обратите внимание на скорость «клиента». Варьируйте ее в зависимости от правильных действий телохранителя, так как бывает, что на первых порах телохранитель просто не успевает за ним.
Выполняя комплексное задание №4, сотрудники помимо всего прочего должны быстро реагировать на действия «клиента». Если телохранитель натыкается на него при резких остановках, отрывается при увеличении скорости, резко притормаживает при изменении направления движения, а то и вовсе «висит на клиенте» - это неправильно. Поэтому обязательно заостряйте на этом внимание - и назначайте штрафной круг.
Каждое задание выполняется не менее двух раз за тренировку, причем второй раз обязательно с закрытыми глазами. Исключение составляет лишь задание №4, которое требуется повторять не менее 3-х раз. Первый раз - с открытыми глазами, второй - с завязанными и третий - снова с открытыми. Такая последовательность дает практически моментальный результат - как правило, на третьем проходе телохранитель почти не ошибается.
Да, и еще! Вы, наверное, уже догадались, что указанное упражнение (особенно задание №3) является подготовительным для отработки эвакуации клиента при нападении. Ведь уводить его надо быстро, и зачастую - толкая двумя руками, поскольку клиент может оказаться и тяжелым неповоротливым толстячком. И вот тут-то придется работать именно выпрямленными руками. Так как иначе можете с первого раза и не сдвинуть шефа с места, или наступить ему на ногу с непривычки и упасть вместе с ним. Между прочим, на первых порах часто многие обучаемые элементарно «путаются в ногах», причем как в своих, так и в ногах «клиента».
Ну, что? Полезное упражнение? То-то и оно.
Идем дальше.


Упражнение №2. «Тень»,
Это упражнение - полный аналог предыдущего. Разница только в исходном положении телохранителя, который при выполнении заданий работает уже не двумя руками, а одной.
Рука кладется на одноименное плечо клиента, то есть левая - на левое плечо, правая - на правое плечо.
Рекомендации преподавателям.
Выполняя задание, заставляйте телохранителей менять руки. Например, один проход по маршруту с левой рукой, второй проход с правой.
При выполнении всех заданий, и особенно задания №3, следите за тем, чтобы телохранитель постоянно находился «в створе» клиента, то есть четко закрывал ему спину. Это достаточно важный момент в случае эвакуации клиента при нападении. Ведь судите сами, в большинстве случаев охранник будет уводить охраняемое лицо в сторону противоположную нападению. А коли при этом он будет открывать спину шефа, то тем самым облегчит работу киллеру. А отсюда следует только одно -пиф-паф.
Ой-ой-ой...
По той же самой причине мы не рекомендуем класть руку на разноименное плечо шефа, так как рука охранника, стоящего за спиной, в этом случае по отношению к клиенту находится под углом эдак в 45 градусов. Толкать в таком положении неудобно и поэтому телохранитель инстинктивно занимает более удобное положение, когда рука перпендикулярна по отношению к телу клиента. Но вот беда! В этом случае он неизбежно делает шаг в сторону и практически открывает всю спину охраняемого лица. Словом, снова будет пиф-паф и вполне закономерный ой-ой-ой... Ну, в общем - читали выше.
В задании №4 придется побегать при разворотах клиента на 180 градусов. И если в упражнении №1 было достаточно просто идти следом, так как клиента мы «держали» двумя руками, то сейчас приходится сознательно шевелить ножками. Поэтому варьируйте скорость в зависимости от качества выполнения задания.


Упражнение №3. «Собачий хвост».
Это совершенно не то, что вы подумали!
Задача упражнения - телохранитель должен стараться всегда сохранять неизменной дистанцию до «клиента», то есть дистанцию выпрямленной руки и не мешать движению клиента.
Исходное положение: телохранитель встает справа (слева) от «клиента» и кладет ему выпрямленную руку ему на разноименное плечо, то есть, если он справа от шефа, то свою левую руку - на его правое плечо.
В ходе движения телохранитель постоянно перемещается, проходя за спиной клиента, и выходит то слева, то справа от него.
Руки в этом случае - средство контроля дистанции. Их работу мы рассмотрим на примере. Итак, телохранитель справа от шефа и держит левую руку у него на плече. С началом движения он смещается за шефа, пока не окажется точно за его спиной. Вы помните (см. выше), что в этом положении его левая рука располагается под углом 45 градусов по отношению к телу клиента. Так вот - как только телохранитель достиг этого положения, он быстро кладет свою правую руку на левое плечо клиента и отпускает левую руку. После чего выходит слева от клиента. Затем аналогичным образом возвращается в исходное положение.
Задание №1: пройти в этом положении весь определенный маршрут.
Задание №2: пробежать в этом положении весь маршрут, при этом темп бега задает «клиент».
Задание №3 (комплексное): пройти весь маршрут, причем «клиент» движется в «рваном» темпе: резко останавливается, переходит с шага на бег и наоборот, приседает, быстро меняет направление движения (в том числе и на противоположное).
Рекомендации преподавателям.
Основные требования к правильному выполнению этого упражнения такие же, как и в упражнении №1. Единственное отличие состоит в том, что оно выполняется только с открытыми глазами. Иначе во время прохода через дверные проемы можно наскочить на стену или дверной косяк, а это чревато получением травмы.
В целом старайтесь добиться от обучаемых плавных, естественных движений - без рывков и длительных задержек в крайних положениях. Все действия непрерывны, максимальная задержка в крайнем правом (крайнем левом) положении не более одной секунды. Если посмотреть на обучаемых сверху, то перемещения телохранителя относительно клиента действительно напоминают движения собачьего хвоста. Коим он, повторяю, не является - и не должен.



Упражнение №4. «Спутник».
Задача упражнения - телохранитель должен стараться всегда сохранять неизменной дистанцию до «клиента» и не мешать его движению.
Исходное положение: телохранитель встает сзади «клиента» (в затылок).
По команде преподавателя оба начинают движение, при этом клиент движется по маршруту в произвольном темпе, а телохранитель непрерывно движется вокруг него на удалении одного шага.
Независимо от точки нахождения телохранитель смотрит только в направлении движения, то есть вперед.
Движение разнонаправленное, например, оборот вокруг клиента влево, затем оборот вправо. Снова влево, и опять вправо. И так на всем протяжении маршрута.
Задание №1: пройти весь определенный маршрут в медленном темпе.
Задание №2: пройти маршрут в среднем темпе.
Задание №3: пройти весь маршрут в быстром темпе.
Как и в предыдущих упражнениях, наша главная задача - добиться непринужденности и естественности движений. Объясните обучаемым, что для правильного выполнения задания им придется использовать периферийное зрение, так как на всем протяжении маршрута смотреть они будут вперед.
В дальнейшем, пресекайте любые попытки верчения головой, это попутно отучит их от дурной привычки смотреть прямо на клиента. А то сколько раз авторам приходилось наблюдать славную картину, выходит очередной «небожитель» из дверей автомобиля, и все его ангелы-хранители смотрят на него родимого, вместо того, чтобы каждому в своем секторе поляну пасти.
Кроме того, нужно заранее уберечь их от наиболее распространенной ошибки - остановки после обгона клиента спереди. Во время движения вокруг охраняемого телохранитель двигается ВСЕ ВРЕМЯ - в том числе и после обгона спереди. Просто для того, чтобы не прекращать движения и снова выйти клиенту за спину, ему приходится делать пару шагов назад. Сами понимаете, в это время он идет спиной вперед.


Упражнение №5. «Спутник с вращением».
Задача упражнения - телохранитель должен стараться всегда сохранять неизменной дистанцию до «клиента» и не мешать его движению.
Исходное положение: телохранитель встает сзади «клиента» (в затылок).
По команде преподавателя оба начинают движение, при этом клиент движется по маршруту в произвольном темпе, а телохранитель непрерывно движется вокруг него на удалении одного шага и при этом вращается вокруг своей оси.
Движение разнонаправленное, например, оборот вокруг клиента влево, затем оборот вправо. Снова влево, и опять вправо. И так на всем протяжении маршрута.
Задание №1: пройти весь определенный маршрут в медленном темпе.
Задание №2: пройти маршрут в среднем темпе.
Задание №3: пройти весь маршрут в быстром темпе.
Задание №4 (комплексное): пройти весь маршрут, при этом «клиент» движется в «рваном» темпе, то есть резко останавливается, переходит с шага на бег и наоборот, приседает, быстро меняет направление движения (в том числе и на противоположное).
Рекомендации преподавателям.
Упражнение в целом полностью аналогично предыдущему с той лишь разницей, что телохранитель теперь еще и непрерывно вращается вокруг своей оси.
Скорость его вращения зависит от задачи, поставленной преподавателем. Скажем, при первом проходе по маршруту телохранитель должен вращаться так, чтобы в положениях на 3, 6, 9 и 12 часов относительно движения клиента он был повернут к шефу лицом. А вот при втором проходе - наоборот, спиной.
В остальном же требования к выполнению те же, что и в «Спутнике».
А вот в задании №4 надо действовать без рывков и торможений. Достаточно часто на первых порах получается следующее - идет себе охранник, крутится и, вдруг, на очередном витке обнаруживает, что шеф остановился, или вообще пошел в обратном направлении. Иными словами, дистанция между ними увеличилась на 2 и более метров.
Знаете, что дальше происходит? В большинстве случаев телохранитель резко останавливается, а потом бегом пытается сократить образовавшийся разрыв. Теперь представьте, что он это делает наулице. Как, по-вашему, обратит ли такое поведение на него внимание прохожих? Да еще бы! Причем всех, кто окажется поблизости.
А вот, чтобы этого избежать, объясните людям, что, если сложилась такая ситуация, ничего серьезного не произошло и дергаться не стоит, тем более - сейчас, на занятиях. Но ликвидировать свою оплошность необходимо, причем незаметно для окружающих. Для чего надо, не прерывая вращения, изменить направление и ускорить шаг. Собственно и все, времени на сближение с шефом в отличие от бега уйдет чуть больше, но вот объектом наблюдения для половины улицы вы уже не станете.


Упражнение №6. «Поводырь».
Задача упражнения - телохранитель должен провести клиента по маршруту, управляя его движениями только посредством голосовых команд.
Исходное положение: телохранитель встает сбоку от «клиента», у которого завязаны глаза.
Задание №1:
пройти в этом положении весь определенный маршрут. Задание №2:
ПРОБЕЖАТЬ в этом положении весь маршрут в медленном темпе. Рекомендации преподавателям.
Помимо естественных препятствий на маршруте, таких как дверь или лестница, создайте дополнительные. Положите на пол люоой мусор, чтобы его нужно было перешагивать или перепрыгивать. Поставьте поперек дороги стол, на который надо будет залезть, а затем с него спрыгнуть. Натяните в дверном проеме веревку - на высоте груди, чтобы клиент проходил под ней. Или на высоте колена. Загородите проход наполовину, дабы пройти в него можно было только боком. На коротком участке пустите навстречу группу людей, чтобы клиент их обходил.
В общем, импровизируйте.
Телохранитель во время упражнения движется произвольно. Его задача отдавать короткие, четкие, но содержательные команды и... страховать клиента от их последствий.
В итоге все должны побывать в шкуре «слепого» клиента и осознать насколько важно не просто что-то такое каркнуть, а сказать правильно, внятно, к месту и вовремя.
Для того, чтобы осознание пришло быстрее, вы, поставив задачу, не объясняйте всех тонкостей выполнения упражнения сразу. Пусть сперва обучаемые пройдут один круг и набьют себе шишек - а вот потом и поясните им, что к чему.
Вам же мы скажем сразу: при выполнении упражнения главное - не торопиться и четко обдумывать команды. Людям свойственно мыслить стереотипами - но телохранитель не может себе этого позволить, поскольку такое мышление лишает его присутствие всякого смысла. Вся его жизнь - сплошная импровизация, направленная на то, чтобы поступать «не как все», чтобы быть неожиданностью для своего вечного оппонента - киллера. Но при этом - заметьте! - не стать приятной неожиданностью, поскольку все в результате должно получаться лучше и быстрее, чем по шаблонам. Однако люди, которых вы учите, к сожалению, не всегда это понимают, упрямо отстаивая свое право «мыслить, как все».
В чем вы и убедитесь на первом круге. А мы проиллюстрируем нашу мысль на примерах из практики.
...Один из наших учеников ведет «тело» по маршруту. Впереди препятствие - стол, посреди которого стоит тазик с водой. Задача: перебраться на другую сторону. «Хранитель тела» командует... -знаете что?
- Стой. Перед тобой стол. Положи на него руки. Залазь на него. И, конечно же, его товарищ тут же ногой в воду - плюх! Другой добрый молодец должен был провести «шефа» через
дверной проем, поперек которого на уровне груди была установлена деревянная доска.
И говорит он ему таковы слова:
- Нагинайся!
И клиент с размаху (это ведь на ходу) лбом в доску - тресь! Короче, не соскучишься.
Иными словами, в обоих примерах охранники отдавали общие, принятые в обиходе, не детализированные команды. Рассчитанные на зрячих, нормальных людей, которые «сами все соображать должны, не маленькие». Именно так один из подопытных и сказал, оправдываясь.
А НОРМАЛЬНЫЕ охранники должны были действовать иначе. В первом примере надо было отдать, например, такие команды: «Стой. Перед тобой стол высотой один метр и шириной два. На середине стола таз с водой. Вытяни руки вперед. Аккуратно опускай. Нащупай миску. Поставь правую руку справа от нее, а левую слева. Теперь, опираясь на руки, подними правую ногу и поставь ее на стол справа от правой руки. Влезай на стол и ставь левую ногу левее левой руки. Выпрямляйся. За столом препятствий нет. Аккуратно спрыгни вперед.» Во втором же случае вместо первобытного «Нагинайся!», надо было сказать: «Внимание! Впереди дверной проем. На уровне груди доска. Пригнись. Ниже. Не выпрямляясь, иди вперед».
То есть сначала кратко описать ситуацию, а потом уж давать команду исполнять какие-либо действия. Потому что даже та воображаемая картина, которую представляет себе ваш «клиент» все же лучше, чем вообще никакой.
Как говорится, почувствуйте разницу.
«Клиенты»-то почувствовали...
Несомненно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий